Известия,
30 января 2025 г.
Возврат с обманом: мошенники стали отправлять сухой лед вместо дорогих товаров
83 просмотра
Коробки с сухим льдом, который испаряется, мыло и камни вместо смартфонов, инсценировки страховых событий и фиктивные перевозки — аферы в логистике стали разнообразнее, сообщили участники рынка. По итогам 2024 они заявили более чем о полумиллиардных убытках, большая часть которых пришлась на доказанные махинации с доставкой товаров. За такие действия мошенникам грозит до пяти лет лишения свободы, отмечают юристы. О том, как злоумышленники обманывают логистические компании, — в материале «Известий».
Как обманывают с доставкой
Ассортимент методов мошенников, которые обманывают логистические компании, за год существенно расширился, обогатившись новыми приемами, сообщили «Известиям» участники рынка. Более того, в 2024 году каждый третий случай мошенничества в страховании грузов был связан с инсценировкой событий, рассказали аналитики цифровой платформы страхового сопровождения грузоперевозок Zunami.
Среди популярных примеров мошенничества со стороны заказчиков логисты выделили подмену товаров — вместо дорогостоящих смартфонов клиент отдает в доставку куски мыла или камни. При этом упакованы они в коробки от оригинальных товаров.
— Случалось, что клиент несколько раз отправлял товар с одними и теми же повреждениями, которые при досмотре невозможно выявить, — указала представитель одной из логистических компаний.
Среди наиболее оригинальных приемов логисты назвали «метод сухого льда». Так, клиент под видом дорогого товара передал в доставку коробки с сухим льдом внутри. Вес посылка имела существенный, поэтому подозрений у компании-доставщика не возникло. Но за время транспортировки лед испарился, и к месту назначения приехали уже пустые коробки. После этого клиент потребовал возмещения убытков по факту хищения товаров.
В топ также входят завышение стоимости поврежденного груза, фальсификация документов, необоснованное увеличение суммы страхового возмещения, недостача и высокая убыточность.
Всего за прошлый год общая сумма заявленных логистами убытков достигла 548,8 млн рублей, из которых 60% — это подтвержденные мошеннические заявления, а остальные находятся на стадии дополнительного рассмотрения, сообщили аналитики.
Грузовладельцы могут занижать стоимость груза, чтобы уменьшить страховую премию, или завышать ее, чтобы получить больше денег в случае убытка, подтвердил гендиректор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов.
— Организация периодически сталкивается с некорректными данными в заявках на страхование, — отметил он. — Распространена и инсценировка страховых событий: контрагенты способны имитировать кражу, порчу груза или даже потерю качества для получения страховой выплаты.
Гендиректор «Логистик Авто» Сергей Масовец рассказал «Известиям», что один из их клиентов предоставил некорректные данные о стоимости груза — трактора. Во время доставки случилось ДТП, он был поврежден, а неверная стоимость привела к возникновению сложностей со страховой компанией.
— В договоре купли-продажи была указана сумма в 3 тыс. рублей, тогда как фактическая стоимость трактора — 1,5 млн рублей, — пояснил он. — В связи с этим процесс возмещения занял больше времени, и грузовладельцу пришлось заказывать независимую оценку для подтверждения цены.
Какие схемы применяют к страховым компаниям
Проблемы со страховыми случаями актуальны для компаний, работающих с физическими лицами, особенно при перевозке личных и б/у вещей, добавил Сергей Масовец. В таких случаях застраховать груз практически невозможно, а некоторые заказчики заведомо пользуются этим для своей выгоды.
Схемы мошенничества при страховании грузов совершенствуются с каждым годом, отметил заместитель гендиректора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.
— Мы часто сталкиваемся с попытками недобросовестных клиентов получить необоснованные страховые выплаты, — подчеркнул он. — Один из выходов в этой ситуации — применение блокчейн-технологий и антифрод-систем на их основе. Система позволяет эффективно выявлять возможные риски, минимизировать случаи мошенничества и предотвращать убытки.
По словам Сергея Масовца, в некоторых случаях подобные проблемы возникают не из-за намерения клиента обмануть или сэкономить, а в силу незнания точной стоимости груза.
Мошенничество при перевозке в отношении страховых компаний — это, как правило, инсценировка события: поджог, хищение груза во время перевозки или фиктивная транспортировка, которая существует только в документах, фальсификация размера, рассказал эксперт страховой компании «Согласие».
— В 2024 году зафиксирован единичный случай мошенничества — были похищены тракторы, но благодаря организованному взаимодействию с полицией груз был найден и возвращен клиенту, — сказал он «Известиям». — Тогда мошенники действовали по схеме «переадресация».
Она означает, что аферист выдает себя одновременно за экспедитора компании и за водителя. Он заводит подставное юрлицо, которое будет играть роль компании-перевозчика. Затем с помощью бирж по поиску грузов и машин находит подходящих друг другу водителя и груз. Мошенник связывается с экспедитором и водителем. Оформляются все необходимые документы. Водителю делается привлекательное предложение — оплата наличными на разгрузке. А при передаче накладных экспедитору мошенник подменяет номер телефона водителя своим.
После этого водитель загружает товар, но всю связь он ведет через мошенника. Для заказчика и экспедитора, в свою очередь, преступник играет по телефону роль водителя. Через некоторое время он просит шофера разгрузиться в другом месте, не по товарно-транспортной накладной.
— Объясняет, например, что склады загружены, не могут принять груз, — добавил эксперт. — Для заказчика и экспедитора же мошенник продолжает в качестве водителя отвечать, что будто едет по маршруту. Когда задержка в прибытии становится явной, он может говорить, что сломался и ожидает ремонта. В это время настоящий водитель проводит разгрузку в указанном месте. А преступник уже начинает сбывать похищенный груз. Еще недолго он держит связь с заказчиком и экспедитором, чтобы выиграть время для сбыта груза, а потом отключает телефон.
В случае выявления мошеннических схем, как указали в «Согласии», компания всегда обращается в полицию с заявлением.
Руководитель управления страхования транспортных рисков «АльфаСтрахования» Дарья Туркина сообщила «Известиям», что компания не наблюдает существенного роста страховых мошенничеств.
Что грозит мошенникам
Впрочем, умышленная подмена товара при доставке тоже может быть квалифицирована как мошенничество, напомнил «Известиям» вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Виновному в таких махинациях может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
— Но доказать умышленную подмену бывает затруднительно, ведь мошенник мог передать в транспортную компанию не условленный с клиентом товар, указав в документах тот, который фактически передается, чтобы у перевозчика не возникло претензий, — отметил юрист. — Условно говоря, клиент мог заказать телефон с доставкой, а отправитель мог передать перевозчику мыло, указав в документах именно его, ведь перевозчику может быть ничего неизвестно о договоренностях отправителя и получателя.
Таким образом, перевозчик ответственности не понесет, ведь он доставил именно то, что передал ему отправитель. При этом, как указал эксперт, перевозчик обязан проверить товар только на соответствие сопроводительным документам и отсутствие видимых дефектов.
— В ряде случаев подмена может оказаться неумышленной, — сказал он. — Например, покупатель получил что-то не того цвета или модели, и в таком случае спор будет иметь гражданско-правовой характер с применением норм о замене товара.
По словам Сергея Чернова, прозрачная система отслеживания груза, включая использование видеокамер и датчиков, способствует предотвращению мошенничества, позволяя точно установить, что произошло с грузом, и исключить возможность фальсификации. Но даже такая система не может полностью нивелировать риск мошенничества, резюмировали эксперты.
Яна ШТУРМА
Вся пресса за 30 января 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество, Страхование грузов
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
6 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Sputnik Кыргызстан, 6 февраля 2025 г.
В Кыргызстане заработал call-центр по ОСАГО — по какому номеру звонить
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 февраля 2025 г.
Обрушение моста в Балтиморе повлияет на прямое ценообразование в морском страховании
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Регионы России, 6 февраля 2025 г.
Более половины российских компаний не страхуют риски утечек данных
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 6 февраля 2025 г.
DOGE начало проверку госпрограмм бесплатной медицины на предмет мошенничества
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 февраля 2025 г.
WTW подчеркивает важную роль моделей данных и рисков из-за роста застрахованных убытков более $140 млрд
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Адвокатская газета, 6 февраля 2025 г.
Страховщик не может отказать в выплатах за повреждение имущества в Белгородской области из-за обстрелов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Известия онлайн, 6 февраля 2025 г.
Экономист рассказал о малоизвестных услугах по ОМС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 6 февраля 2025 г.
В 2024 году застраховано лишь 21% жилья, - Госстраховая организация
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Газета.Ru, 6 февраля 2025 г.
Команда Маска проверит систему медстрахования США на мошенничество
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 6 февраля 2025 г.
Фридман и Авен продали доли в Альфа-банке, пишет FT
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 6 февраля 2025 г.
На курганских организаторов инсценировок ДТП завели новые дела
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тренд, Баку, 6 февраля 2025 г.
Объявлена страховая стоимость спутника «Azerspace-1»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 6 февраля 2025 г.
Суд Челнов заставил страховую компанию выплатить инвалиду 1,5 млн рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета онлайн, 6 февраля 2025 г.
Эксперты рассказали, стоит ли покупать комбинированную страховку
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
НИА Федерация, 6 февраля 2025 г.
Союз страховщиков разработал порядок медсопровождения ветеранов СВО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Владимирские новости, 6 февраля 2025 г.
Владимирским водителям разрешили оформлять мелкие аварии на сайтах страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Regions.Ru, 6 февраля 2025 г.
Жителям Подмосковья рассказали о рисках оформления протокола ДТП онлайн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 6 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|